Главная » Статьи » История |
Строительство большого морского судна может длиться несколько лет. Уместно познакомить читателя с основными фазами этого сложного и технически очень трудоемкого процесса. Прежде чем судоходная компания передаст верфи свой заказ, она тщательно анализирует и взвешивает, какие требования предъявляются к новому судну, какими качествами оно должно обладать и для каких целей предназначается. Конструкторы получают его размеры, требуемую скорость, тип машин и в основных чертах внутреннее устройство и оборудование. Затем сотни опытных проектировщиков в течение нескольких месяцев производят расчеты, вносят предложения и чертят планы. Готовится модель в несколько метров, на которой проверяются характеристики проектируемого судна. Таким способом выбираются, например, лучшие обводы корпуса, самое удачное расположение винта и его конструкция: ведь неудачная конструкция винта может привести к более чем десяти процентной потере мощности машин, что скажется на существенном увеличении расхода топлива. Пока конструкторы разрабатывают проект, в цехах готовят стальные балки для киля и шпангоутов, а также листы обшивки судна; по мере надобности этот материал может быть различной формы и размеров. Большое внимание уделяется тому, чтобы каждый шпангоут и каждый лист, предназначенные для правого борта судна, точно соответствовали форме, размерам и весу деталей противоположного, левого борта. Судно строят в сухом доке, днище которого выполнено из прочного железобетона. На нем размещается спускное устройство, смонтированное из толстых досок и мощных балок. Они расположены наклонно к воде, и готовое судно при спуске легко соскальзывает на ее поверхность. Киль проходит по всей длине судна и является как бы хребтом судна , на котором держится вся конструкция. Эта стальная балка, уложенная на массивные дубовые брусья шириной 120-150 и толщиной 7-10 сантиметров, составлена из большого количества прочно соединенных частей. Правильное положение киля проверяется с максимальной тщательностью. Долгое время это делалось так: по всей длине киля на определенном расстоянии друг от друга расставляли колья с небольшими отверстиями посередине. Затем на одном конце этого ряда зажигали свет и, если его можно было увидеть через все отверстия с другого конца, значит, киль был заложен правильно; в противном случае приходилось все исправлять и выравнивать. На плоский киль по всей длине судно устанавливали вертикальный киль. К нему от носовой части к корме крепятся поперечные балки и соединяются между собой клепаными стальными листами, образующими настил второго дна, разделенного переборками на большое число водонепроницаемых отсеков, используемых в качестве емкостей для топлива и балластной воды. После сооружения настила второго дна начинается установка перпендикулярно к килю с правого и левого борта стальных шпангоутов, представляющих собой профильные балки. Шпангоуты правого и левого борта соединяются поперечными стальными балками, на которых крепятся палубные настилы. Вместе со шпангоутами для создания жесткой конструкции оконечностей судна устанавливаются штевни - мощные стальные балки весом 50-75 тонн. Теперь можно приступать к обшивке судна пронумерованными стальными листами, которые крепятся к шпангоутам. Шпангоуты вместе с листами образуют корпус судна. По мере того как продолжаются работы на корпусе, вокруг поднимаются леса, позволяющие работать клепальщикам и сварщикам. После того как смонтированы основные части судна, на высоте второго дна устанавливаются боковые кили. Это стальные полосы длиной около одной трети длины судна, расположенные в его центральной части по обоим бортам. Их задача - увеличить остойчивость судна, то есть ослабить его качку на волне. Затем на корме устанавливается руль, а винты насаживаются на валы. Теперь судно готово к спуску. Это трудоемкая операция, требующая тщательной подготовки и большого напряжения. Дальнейшая работа продолжается уже на воде, при стоянке судна у заводского причала. На него нужно установить машины и множество другого оборудования. Объем необходимых работ можно представить на примере "Олимпика", вес которого при спуске составлял 24600 тонн, а после доукомплектования увеличился примерно в два раза. Киль "Титаника"
был заложен не верфях фирмы "Харленд энд Волфф" в Куинс-Айлэнде возле Белфаста
31 марта 1909 года. Судно строилось с помощью самого большого в мире портального
крана, рядом с "Олимпиком".
Через десять месяцев,
2 апреля 1912 года, "Титаник" успешно прошел ходовые испытания, проводившиеся
под наблюдением чиновников министерства торговли, которые по британским
законам о торговом флоте, являлись главной контрольной инспекцией. С помощью
буксира, "Титаник" по каналу Виктории был выведен из Белфаста в Ирландское
море, где плавал в течении нескольких часов. В это время проверялось все
его оборудование, включая радиоаппаратуру.
За полночь
в среду 3 апреля "Титаник" достиг Саутгемптона, откуда через неделю должен
был отправиться в свой первый рейс через океан. Судно встало на рейде в
отведенном для него месте. Уже при первом взгляде на него у всех перехватывало
дыхание. Плавучие средства в порту, в том числе и крупные пароходы, неожиданно
как бы уменьшились в своих размерах. "Титаник" отшвартовался в Океанском
доке, и в течении нескольких дней работники министерства торговли проводили
его контроль. В том числе были осмотрены спасательные шлюпки, сигнальные
ракеты и прочее спасательное оборудование. Было признано, что оно соответствует
действующим тогда предписаниям. Контроль осуществлял главный инспектор
министерства капитан Кларк. Он не упустил ни одной мелкой
детали, на какую другой инспектор не обратил бы внимания и вполне удовлетворился
бы объяснением компетентного офицера. Он должен был все увидеть сам и лично
проверить. Никакие заверения, от кого бы они не исходили, он не считал
убедительными, поэтому его, как и полагается, проклинали.
Источник: http://home.tula.net/titanic/ | |||||||||||||||
Просмотров: 8495 | Комментарии: 11 | |
Всего комментариев: 3 | |
| |